Следующая моя работа посвящена одной из самых крупных десантных операций Второй мировой войны - захвату острова Крит парашютистами Люфтваффе.
Само сражение за Крит происходило с 20 по 31 мая 1941 года и является уникальным в своем роде примером, когда крупный остров был захвачен с воздуха, практически без участия флота.
Необходимость в захвате Крита появилась перед странами Оси после итало-германского вторжения в Грецию (операция Марика). Крупные силы союзников, находящиеся на Крите создавали большую угрозу немецким нефтяным промыслам Плоешти. Всего остров защищали около 42 тысяч солдат, а британский флот полностью контролировал прибрежные воды. Поэтому захватить Крит традиционным морским десантом было невозможно. Однако вся оборона острова была рассчитана исключительно на отражение атаки с моря.
По плану генерала Штудента силами 7-й парашютной дивизии планировалось захватить аэродромы в Малеме и Ираклионе. В дальнейшем перебросить на них 5-ю горнострелковую дивизию и завершить оккупацию острова. Всего операции должно было принять участие 22 750 человек. 750 человек должны были быть доставлены планерами, 10 000 выброшены с парашютами, 5000 высажены транспортными самолётами и 7000 морем. Воздушную поддержку оказывала 8-я армия люфтваффе в составе 280 горизонтальных бомбардировщиков, 150 пикирующих бомбардировщиков и 180 истребителей. Люфтваффе имели подавляющее превосходство в воздухе.
Нападение на остров произошло 20 мая. В первой волне 3 батальона парашютистов высадились в районе аэродрома Малеме. Один из них попал на позиции зенитной батареи и был полностью уничтожен, второй оказался оторван от контейнеров с вооружением и понес большие потери, третий начал бой за аэродром. Еще один полк был сброшен в районе Кания, но соединится с полком Малеме не смог.
Во второй волне были сброшены десанты на Ретимно и Ираклион, однако аэродромы захватить не удалось. Части понесли очень большие потери. но смогли закрепиться и занять оборону. Немецкий морской конвой с тяжелым вооружением, отправленный на помощь десантникам был полностью разгромлен англичанами, однако и Королевский флот понес большие потери от действий немецкой авиации.
21 мая был захвачен аэродром Малеме и туда сразу же стали садиться самолеты с подкреплением. Исход битвы за Крит был предрешен и немцы приступили к планомерному захвату острова. Получив возможность высаживать пехоту, используя воздушный мост, нанеся авиацией серьёзные потери британскому флоту и наземным силам, немцы достаточно быстро захватили Крит.
Потери немецких войск были очень высокими. По данным К. Типпельскирха было убито 2071 человек, однако на немецком кладбище в Малеме 4465 могил. Кому верить не знаю. Невзирая на большие потери операция себя оправдала. Англичане потеряли возможность бомбардировки Плоешти, а флот свободу маневра в Средиземном море. Однако в дальнейшем подобных крупных операций парашютистов больше не было.
Немецкое военное кладбище в Малеме:
Теперь немного о самой работе. Изначально диорама задумывалась под фотосессию, а не наоборот, как обычно бывает. Ближайший отпуск я планировал провести на Крите, и отметить свое пребывание там безусловно хотелось какой-нибудь диорамой. Хотелось сделать что-нибудь оригинальное, но в тоже время не сложное, чтобы можно было удобно транспортировать в самолете. Вообще с доставкой диорамы возникало много сложностей.
Из всех имеющихся в продаже наборов парашютистов мой выбор пал на Звезду. Почему? Да конечно же потому. что там парашют! Об остальном можно и не говорить. Набор из числа средненьких, весьма посредственный так сказать. Фигуры замылены, мелкие детали пролиты плохо. Декаль на контейнер отсутствует. Но парашют... Парашют -супер!!! В комплект также входит нить для иммитации строп.
В самой диораме никаких изысков. В качестве основания - неправильный многоугольник с заливкой плитонитом. Т.к. основание планировалось сдавать в багаж дополнительно армировал его металлическими предметами (что кстати вызвало дополнительные вопросы на контроле в аэропорту). Окраска акрилом Тамия песочных оттенков, тонировка пигментами, выделение рельефа темно-серым. Камни - туф с приусадебного участка.
Первый опыт транспортировки диорамы на далекое расстояние и воздушным транспортом оказался удачным. Фигуры и парашют были упакованы в картонную коробку и переложены материей. При транспортировке никто не пострадал. С основанием вышло немного хуже (путешествовало в багажном отсеке) - местами откололись края. отвалились камни, поцарапана краска. но я был готов к худшему. С помощью ПВА песочной пыли, и пигментов легко удалось наверстать упущенное.
Фотосесиия проходила на северном побережье острова Крит, на побережье Эгейского моря, недалеко от города Агиос Никалос. Что получилось - судить Вам. Для меня первый опыт "путешествия с диорамой" оказался удачным. В дальнейшем постараюсь разнообразить свой военный альбом новыми интересными фото.
С уважением, Борис!