Итак, коллеги, приступаю к работе над эсминцем Z-25. Для начала небольшая историческая справка.
Z-25 относится к проекту эсминцев типа «Нарвик» 36А и строился как универсальный корабль для действий как в Атлантике так и в акватории Балтийского и Северного морей. Всего по проекту 1936А было построено 8 эсминцев Z-23 – 30. Далее в проект был модифицирован и в серию пошли еще 7 кораблей 1936А (mod) Z-31, 32,33,34,37,38,39. Для действий на Балтике создан меньший по размерам 1936В Z-35, 36, 43,44,45. Все эсминцы (кроме Z-37,38,39) были построены в Бремене на верфи Deschimag. Перегруженность верфи и постоянная нехватка цветных металлов и комплектующих приводила к постоянному срыву сроков строительства.
Эсминцы типа «Нарвик» относятся к одним из самых крупных эскадренных миноносцев. По водоизмещению с ними могли конкурировать лишь французские лидеры, американские «Флетчеры» и «Гиринги», японские «Акицуки» «Симакадзе» и советский «Ташкент». Мощная артиллерия крейсерского (150мм) калибра делала «Нарвики» кораблями не имеющими аналогов в своем классе. Установленная на носу двухорудийная башня LC/38представляла собой облегченный вариант подобных установок германских линкоров. (снижение веса установки достигалось за счет уменьшения бронирования со 120 до 60.4 тонн) Однако это мощное орудие существенно ухудшило мореходность эсминцев, к тому же башня не отличалась водонепроницаемостью и в ней часто возникали короткие замыкания электроприводов. Вооруженные тяжелой башней эсминцы зарывались в воду, плохо принимали волну. Боекомплект включал в себя 120 снарядов на орудие. Противолодочное вооружение оставалось слабым – 4 бомбомета и 30-36 глубинных бомб. Зенитное вооружение состояло из десяти 37 мм (2х2 , 6х1) и шестнадцати 20мм (2х4 , 4х2)
Энергетическая установка состояла из 6 высокопарных котлов Вагнера, располагавшихся в трех котельных отделениях. Котлы трехколлекторные с пароперегревателями и подогревателями но без экономайзеров. Отработанный пар поступал в конденсатор и холодильник после чего использовался повторно Управление котлами осуществлялось автоматиески системой «Аскания». Хотя автоматика и отличалась сложностью, позволила сократить вахту до 3 человек.
Боевой путь.
Эсминец Z-25 заложен на верфи Deschimag 15,2,1939, спущен на воду 16,03,1940 и введен в строй 30,11,1940г. В период боевой подготовки привлекался к выполнению несложных задач по эскортированию ценных судов на Балтике. При этом 26 июня 1941 года Z-25 при сопровождении U-561 из-за навигационной ошибки выскочил на камни у Хеугесунна и его отправили на двухмесячный ремонт в Бремен. В декабре 1941 пять кораблей Z-25, 23, 24 26,27 отправили в Арктику где они приняли участие в операции «Цанге» (рейд в Белое море) Z-25 (под командованием Генриха Гарлаха) и Z-27 натолкнулись на два британских тральщика. Бой проходил в условиях полярной ночи и снежной пурги. От торпед тральщики уклонились но четыре 150мм снаряда повредили тральщик «Хэзард». Из-за темноты и тумана немцы потеряли контакт.
В январе 1942 года Z-25 и Z-24 вновь совершили рейд в Белое море и выставили 100 мин в районе мыса Каховский. На заграждении получил небольшие повреждения эсминец «Валериан Куйбышев» .
В конце месяца флотилию отозвали домой а Z-25 принял участие в операции Цибериус (прорыв германского флота через Ла-Манш.
В феврале Z-25 снова отправлен на Север где в составе группы эсминцев «Арктика» начал охоту за северными конвоями.26 марта Z-26 (лидер) Z-25 и Z-24 вышли для нападения на конвой PQ-13. Утром 29 марта начался бой с кораблями прикрытия конвоя – крейсером «Тринидад» и эсминцем «Фьюри». В артиллерийской перестрелке Тринидад получил 2 несерьезных попадания. Эсминцам пришлось хуже. Z-26 получил повреждения турбины, а Z-25 и 24 скрылись в снежном заряде. По советским источникам один из них впоследствии вел бой с эсминцем «Сокрушительный». Но немцы считают что «Сокрушительный» стрелял в британский «Фьюри» . Через час Z-26 был потоплен эсминцем «Эклипс» но внезапно появившиеся Z-25 и Z-24 отогнали англичанина и спасли экипаж.( если это вообще возможно в Арктике - 88 человек принято на борт 243 погибли) . Вечером 29 марта Z-25 и 24 вернулись в Киркинес.
В апреле Z-25 и 24 дважды выходили на перехват конвоев но дважды вынуждены были вернуться из-за сильного волнения. Затем последовало нападение на конвой QP-11 и бой с крейсером «Эдинбург». В ходе этих столкновений Z-25 и 24 потопили советский пароход «Циолковский» а торпеда Z- 24 стала роковой для британского крейсера. Во время боя Z-25 был поврежден эсминцем «Форсайт» и ушел на ремонт.
Летом 1943 Z-25 был повторно поврежден атакой авиации в Норвегии и повторно ушел на ремонт.
С началом навигации 1944 года Z-25, 28,35,39 и Т-30в составе 6 флотилии действуют на Балтике, совершают ночные минные постановки, обстреливают советские позиции в районе Усть-Нарвы После выхода из войны Финляндии 4 сентября Z-25 под командованием корветтен-капитана Горбандта захватил финский пароход «Наяден» ставший последним призом Кригсмарине во 2МВ.В дальнейшем Z-25 совместно с «Принц Ойген» и «Лютцев» осуществляют артиллерийскую поддержку сухопутных войск, при чем эсминец был поврежден советской авиацией, однако продолжал боевые дествия до конца войны.
Закончилась боевая служба Z-25 героическим подвигом по спасению гражданского населения с Хельского полуострова. 5-6 мая вместе с эсминцами «Гальстер», «Якоби», «Ин», Люди» было вывезено более 67 000 человек . При этом 6 мая 1945 года немецкие эсминцы вывозившие беженцев вели бой с шестью советскими сторожевиками Д-3. Невзирая на перегрузку (на каждом эсминце было до 1500 человек) был потоплен МО-595.
После войны Z-25 передали французскому флоту где он под названием «Ош» служил на средиземноморском флоте. До вывода в резерв 20 августа 1956 года Ош прошел 46 000 миль, а 30 июня 1958-го его сдали на слом.
Теперь можно переходить к строительству модели.