Береговое командование британских Королевских ВВС, с момента своего зарождения, постоянно испытывало потребность в гидросамолетах большого радиуса действия, способных осуществлять дальнюю морскую разведку, а также сопровождение конвоев и защиту их от подводной угрозы. Главный конструктор Short Brothers Артур Гаудж решил отказаться от устаревшей бипланной схемы, взяв за прототип нового самолета разрабатывавшуюся в то же время пассажирскую летающую лодку дальнего действия Short S.23C Empire Boat, имевшую схему четырехмоторного верхнеплана. Проект военного гидросамолета получил обозначение S.25.
Так же, как и лодка S.23C, самолет имел двухпалубный фюзеляж с огромными салонами и многочисленными иллюминаторами. Правда, форму иллюминаторов изменили с прямоугольной на круглую. На верхней палубе находилась кабина экипажа, состоящего из двух пилотов, штурмана, радиста и бортинженера. Два стрелка располагались в турелях. На нижней палубе размещались швартовочные принадлежности, бомбоотсек, помещения для хранения запасных бомб. В распоряжении экипажа был камбуз, столовая и спальня на шесть коек, туалет, что дало повод военным летчикам, не привыкшим к такому уровню комфорта, прозвать самолет "летающим отелем". Большая продолжительность полета и неплохая для столь крупной машины маневренность в сочетании с хорошим обзором делали S.25 прекрасным патрульно-противолодочным самолетом. Первый S.25, получивший официальное наименование Sunderland, совершил свой первый вылет в октябре 1937 года.
Лодки первой серийной модификации Sunderland MkI поступили на вооружение летом 1938 года. В общей сложности было построено 90 самолетов Мк.I. Но без радиолокатора Sunderland Мк.I были недостаточно эффективны для противолодочной борьбы, и первый успех в военных действиях пришел к самолету, как к морскому спасателю.
В сборке сей набор в целом не представляет особых проблем. Очень «на любителя» глубокий расшив и такая же клепка - посему от смывки пришлось отказаться вовсе. Зашпатлевывать все это дело и по новой расшивать для меня показалось сизифовым трудом. Никакого афтера применено не было (в наборе есть ужасная плата фототравления). Немного доработаны пулемёты, сделаны расчалки и антенный трос из нейлоновой нити. Уже после приклейки декалей обнаружено несоответствие ширины триколора на киле – пришлось надуть его самому поверх деки. Сточены все кромки, отделены лепестки юбки капотов. Сделаны БАНО из прозрачного пластика, добавлены тросы на тяги закрылков, ремни на кресла из скотча и проволочки (родное травло представляет из себя скорее шпалы чем ремни). Металлики –Alklad, Звезда Супер и Model Master. В штатной схеме окраски полная неразбериха как всегда. Итал предлагал FS 36118 и FS34096. А когда смотришь даже на ч/б фото – по контрасту видно, что штатная схема «в пролете». Путем долгих изысканий окрасил верхние поверхности Revell 32174 и 36145. Чтобы добиться нужного контраста – подогнал их соответственно под FS 36118 Dark SeaGrey и 34159 Light Slate Grey (а не dark). За аутентичность, естественно, ручаться не могу – это мое вИдение. Лаки Футура и Тикурилла. Нагар – Алклад.
Литература:
1. Aircraft Profile 189 - Short Sunderland
2. Fly Model 117 - Short Sunderland Mk.II
3. Short Sunderland Ken Delve
4. Warpaint_025_-_Short_Sunderland
5. Мировая авиация №133 HQ
P.S.
Подставка “Европейский Аэродром, Авиация Союзников, WWII» изготовлена Александром Невзоровым, ака “Slava Trudu”