На фоне продолжающегося засилья моделей немецкой бронетехники, некоторые образцы которой выпускались в единичных экземплярах (а некоторые не выпускались вообще), всегда отрадно видеть новую модель бронетехники из союзного лагеря. Тем более, модель такой интересной машины, как «Арчер». И выполненую на таком высоком уровне...
Для начала пару слов о прототипе.
«Арчер» появился в результате попыток британской армии добавить мобильности 17-фунтовому противотанковому орудию, - артсистеме мощной, но слишком тяжелой, - три тонны. Было признано целесообразным использовать шасси снимаемых с вооружения танков «Валентайн». Первые прототипы машины были готовы в середине 1943г., а ранней весной 1944 г. серийные Арчеры стали поступать в войска. Необычная схема установки орудия, - задом-наперед, была обусловлена характерными особенностями 17-фунтового орудия, - высокой массой и большой длиной ствола, и необходимостью получить машину с низким силуетом. При установке орудия в традиционном направлении чрезмерно возрастала нагрузка на передние катки, а орудие имело все шансы уткнуться в землю на неровностях рельефа. В то же время «извращенная» схема позволяла самоходке быстро сменить позицию. До конца войны было выпущено 665 «Арчеров». В британской армии самоходки состояли на вооружении до конца 50-х годов. Некоторое количество «Арчеров» было продано Египту, в рядах армии которого они успели повоевать против своих бывших хозяев, в период Суэцкого кризиса 1956г.
«Арчер» долго оставался обделенным вниманием модельными фирмами (как, впрочем, и остальные образцы британской бронетехники), - по большому счету, это первая модель этой самоходки в пластике (позвольте не учитывать макетовскую модель по причине высокой цены и низкой копийности).
Коробка. Симпатичная полиграфия, собственно коробка достаточно плотная, но заполнена литниками под завязку, - есть опасность деформации деталей.
Инструкция. Всем инструкциям инструкция! Посолиднее иного журнала будет, - тридцатистраничный буклет формата А4, на мелованой бумаге, цветная полиграфия. Схемы четкие и понятные. Некоторые моменты разъяснены словами – на английском, немецком и каком-то иероглифическом, - ну, полагаю, что китайском. Дана привязка цветов к краскам Mr.Color, Hobby Color, Humbrol и Tamiya. В инструкции даже указана проводка к фарам и дымогенераторам, которую нужно изготовить самостоятельно – впервые встречаю такую заботу о моделисте.