Историческая справка
Задание на разработку 203мм гаубицы большой мощности было выдано в 1926г., первый образец был изготовлен в 1931г. на заводе «Большевик», в КБ которого был разработан лафет на гусеничном ходу, применявшийся еще на двух артсистемах – 152мм пушки Бр-2 и 280мм мортиры Бр-5. Серийное производство орудия началось в 1932г., в том же году с целью увеличения дальности стрельбы была проведена модернизация – длина ствола увеличилась с 22 до 25 калибров. Гаубицы с длинными стволами обозначались как Б-4бм («большой мощности»), с короткими - соответственно Б-4мм («малой мощности»). В 1934г. выпуск Б-4 начался на заводе «Баррикады» в Сталинграде, а с 1938г. – на Новокраматорском заводе. Выпуск артсистемы на трех заводах привел к существенным конструктивным различиям орудий, выпущенных разными заводами. Одним из основных недостатков артсистемы была низкая мобильность, обусловленная большой массой и гусеничным шасси. Колесный лафет для Б-4 был разработан и принят на вооружение только в 1955г. Гаубица состояла на вооружении советской армии до второй половины 70-х годов.
Гаубицы Б-4 активно применялись в советско-финской войне 1939-1940гг. для разрушения укреплений линии Маннергейма. «Сталинская кувалда», «Карельский скульптор» - именно в период зимней войны за гаубицей закрепились такие прозвища. Для разрушения особо мощных укреплений расчеты выводили 17-тонное орудие на позицию стрельбы прямой наводкой. К 22 июня 1941г. все гаубицы Б-4 в количестве 727 единиц находились в составе полков артиллерии РГК. К концу года было потеряно 75 орудий, часть из них была захвачена в исправном состоянии и в дальнейшем использовалась немцами. Большинство орудий из-за низкой мобильности были выведены в глубокий тыл, и только с конца 1942г., когда советская армия перешла к наступательным действиям, гаубичные полки РГК вернулись на фронт. Б-4 до конца войны участвовали в большинстве крупных артподготовок советских войск, штурме укрепленных районов и городов. Гаубицы достаточно активно применялись в уличных боях, прямой наводкой разрушая укрепленные здания.
Тактико-технические характеристики:
калибр – 203 мм
боевая масса – 17 700 кг
длина ствола – 25 клб
масса снаряда – 100 кг (фугасный), 146 кг (бетонобойный)
дальность стрельбы – 18 000 м
начальная скорость снаряда – 573 м/с (фугасный), 607 м/с (бетонобойный)
скорострельность – 1 выстрел в 2 минуты (на практике – один в 4 минуты)
максимальный угол возвышения – 60 градусов
сектор обстрела – 8 градусов
способ заряжания – раздельный картузный
В экспозиции мемориала 411-й батареи береговой обороны в Одессе находятся (точнее, находились на момент фотосессии – сейчас две гаубицы непонятно зачем перенесли в парк Победы – видимо, кому-то мешали) аж три гаубицы Б-4. И все три сильно отличаются в деталях! Такой себе вариант игры «найди десять отличий». Одна из гаубиц – с коротким стволом, - Б-4мм.
На приведенном фото справа находится Б-4мм, слева – Б-4бм. С нее и начнем.