Историческая справка
Германия одной из первых поняла - как хорошо было бы забросить пару десятков идиотов-смертников бойцов за фронт с целью мелкого вредительства и раздачи люлей. Она же первой и начала использовать десант в 1940—1941 гг.
В начале десант рассматривался как мобильная пехота, а поэтому передвигаться они должны были ножками, в плане техники им были доступны разве что SdKfz 2 "Kettenkrad". Хоть и были у некоторых "умников" мысли десантировать танки, но технологические проблемы не дали возможности это сделать(и слава богу!)
В 1957 г. в ФРГ началось восстановление ВДВ. Но подход остался прежним - только пехота.
В 1971 г. концепция поменялась. Бундесвер решил начать шире использовать десант, в прямом и переносном смысле - при наступлении воздушно-десантные бригады должны были выбрасываться на глубину до 100 км, в обороне - быть мобильной заначкой. Эта концепция требовала большей независимости, маневренности. А, так как у потенциального противника могли быть танки, то десантники захотели и более тяжелого оружия. А это привело к необходимости получения десантом собственного транспорта - двадцатый век на дворе, хватит пешком рассекать в тылах.
Вначале в воздушно-десантных дивизиях и десантных отрядах использовали легкие автомобили «KRAKA 640» компании «FAUN» (KRAKA — от Kraftkarren, что можно перевести как «моторная двуколка»). Кстати, изначально этот "автомобиль" был сельскохозяйственным мотоблоком, но зачем десантнику удобный и хороших транспорт?
KRAKA был не полноприводным, имел оппозитный двухцилиндровый двигатель и складную раму. Кроме транспортных целей использовался для установки тяжелого вооружения — безоткатных орудий, противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Тоу» или «Милан», автоматических пушек Rh202
Kraka 640
Kraka 640
Но уж очень легко было десантникам получить на таком автомобиле пулю. Да и от веток приходилось уклоняться, не говоря уже о кактусах в пустыне. Так что неудивительно что десантники за броней хотели спрятаться. Да и жаба давила - у американцев уже были танк М551 «Шеридан»(1966г.). А у СССР - БМД-1(1968).
Так как хотелось десантникам популять из более мощного орудия, то задачи "транспортировки мяса" перед такой машиной не ставились. Для этого должны были использоваться новые полноприводные автомобили.
Ну и думаю, не на последнем месте был тот факт, что Крака был разработан как сельскохозяйственный мотоблок. А как выглядит десантник за рулем мотоблока? Ну совсем не "бравым". Да и попробуй какой фрау предложить на таком прокатиться - засмеют. Достаточно обратить внимание на выражение лица водителя:
Десантники дружно собрались и составили письмо турецкому султану следующий список требований:
- компактность
- грузоподъемность не меньшей, чем у «Крака»(напомню что он мог перевозить 7 солдат или грузов до 750 кг)
- возможность транспортировки средними военно-транспортными самолетами и транспортными вертолетами;
- посадочное и парашютное десантирование;
- скорость;
- проходимость;
- запас хода;
- приемистость;
- поворотливость;
- подвижность;
- минимально необходимой бронезащиты;
- простота в управлении;
Далее не буду расписывать детально, поэтому пробегусь кратко по датам работы над новым бронеклопом:
- в середине 1970 года требования были уточнены и переданы фирме «Порше» для разработки эскизного проекта.
- 5 июля 1973 г. был утвержден проект Waffentrager LL (авиадесантируемый носитель оружия) для вооружения воздушно-десантных бригад. В соответствии с традицией давать боевым машинам «хищные» имена, БДМ получила название «Визель» (Wiesel — «ласка»).
- 18 апреля 1974 г. фирма «Порше» была объявлена генеральным подрядчиком по проекту.
- 9 октября 1975 г. «Порше» совместно с фирмой KUKA представила полноразмерный деревянный макет будущего варианта БДМ «Визель» с 20-мм автоматической пушкой.
- 1978 - министерство обороны ФРГ решило сэкономить и расторгло договор с «Порше». За доработку проекта взялись «Крупп-Ма К».
- 1981 - 3 сентября на выставке «Бронированные колесные и гусеничные машины» г. в Хаммельбурге, были показаны два прототипа гусеничной «Визель»
- 1983 - в марте было выдано задание на продолжение работ по гусеничной БДМ. Требования к машине продолжали уточнять.
- 1984 - «Крупп-Ма К» показала на выставке вооружений в Афинах два прототипа с 20-мм пушкой и с ПТРК «Тоу». Так же предлагалась разработка 20 вариантов, включая командно-штабную машину, самоходный ЗРК, миномет, огнемет, командирскую, связную и санитарную машины, транспортер на удлиненном шасси.
- 1986 - испытаны четыре усовершенствованных опытных образца с дизельным двигателем и автоматической трансмиссией вместо полуавтоматической.
- 1987 - 5 июня было принято решение о принятии «Визель» на вооружение.
- 1988 - с «Крупп-Ма К» был заключен контракт на поставку 312, а в конце того же года — еще 31 машины (всего 210 в варианте «Тоу» и 133 в варианте МК20 с автоматической пушкой). Общая стоимость заказа составила 208 млн. западногерманских марок.
- 1989-1992 - для бундесвера было построено 345 машин «Визель» («Визель» А1).
Вот что вышло после почти 19 лет разработки:
Боевое использование
Первой «заграничной командировкой» машин «Визель» стало участие германского контингента в операции UNOSOM-2 в Сомали, куда «голубые каски» ФРГ прибыли летом 1993 г. Хотя аэромобильных операций здесь не проводилось, из всех бронемашин бундесвера, по мнению германских специалистов, «Визель» А1 по своей компактности и подвижности наиболее подходила для решения задач патрулирования и разведки. После агрессии НАТО против Югославии в 1999 г. германский контингент вошел в Косово в составе KFOR, здесь БДМ «Визель» А1 (как и в Сомали — в обоих вариантах) также использовались для патрулирования дорог.
Пару фото Wiesel в Афганистане:
Отредактировано Terron (Пятница, 8 ноября, 2013г. 21:56:39)