Все, - закончил!
Представляю вашему вниманию модель автобуса ГАЗ-03-30, построенную в рамках ГБ "Макси-АРТ 2016". Постройка здесь.
Наверное, будет логично дать некоторую историческую справку по прототипу модели и его маршруту, потому как про Привоз наслышаны все, а вот Люстдорф для многих остается загадкой...
Прототип.
Как такового прототипа, подтвержденного фотографиями, модель не имеет. Идея построить одесский автобус у меня появилась довольно давно, - практически сразу с выходом модели МиниАрта. Проблема была в выборе прототипа, - до войны в Одессе было всего четыре автобусных маршрута, причем два из них летние. На двух же постоянных маршрутах эксплуатировались автобусы ЗиС-8. Длительные поиски особого результата не дали - нашел всего одно нечеткое фото ГАЗ-03-30 в Одессе, и не совсем понятно, маршрутный ли это автобус, или ведомственный. Так что вариант довоенной машины отпадал.
С послевоенными дело обстояло не намного лучше, - фотографий нет вообще. Но зато есть более широкое поле для фантазии - дело в том, что после войны многие трамвайные маршруты в Одессе не работали вообще или работали с перебоями в силу рарушенных путей и подстанций, уничтоженных или угнанных румынами вагонов. Поэтому трамваи заменялись либо дополнялись автобусами, ходившими по их маршрутам. Доподлинно неизвестно, какие именно автобусы использовались, но я предполагаю, что хотя бы часть из них точно были ГАЗ-03-30.
С отправной точкой маршрута сомнений не возникало - конечно же знаменитый Привоз! С маршрутом были варианты, но в конечном итоге выбор пал на самый протяженный, - по маршруту трамвая №29, "Привоз-Люстдорф"...
Люстдорф.
Как в послевоенной Одессе мог остаться немецкий топоним, откуда он взялся и что вообще такое этот самый Люстдорф?.. Поселок Люстдорф на берегу моря, в 15км на юго-запад от Одессы основали в 1804г. немецкие переселенцы. Поначалу поселение нарекли Кайзерхаймом, но, согласно легенде, после визита тогдашнего градоначальника Одессы и генерал-губернатора Новороссийского края дюка (герцога) Де Ришелье, Кайзерхайм переименовали в Люстдорф - "Веселое село". Говорят, что Дюк во время этого визита был то ли в веселом расположении духа, то ли просто навеселе...
Именно с Люстдорфа началась история одесского трамвая, - первая в Одессе линия электрического трамвая в 1907г.соединила Люстдорф со конечной станцией парового трамвая на 16-й станции Большого Фонтана. Да-да, - когда вся Одесса еще ездила на конках или, - в лучшем случае, - на паровом трамвае, эти хитро деланные немецкие поселенцы с шиком передвигались на МАНовских электрических трамваях!!! Кстати, именно от парового трамвая пошли все эти "станции Фонтана" в Одессе.
Со временем по линии люстдорфского трамвая пошел уже "номерной" маршрут - 29-й. После войны линия трамвая была восстановлена только в 1949г., так что до этого времени сообщение поддерживалось только автобусами.
Что же до самого Люстдорфа, - бурная 1-я половина ХХ века свела коренное немецкое население поселка к нулю, а вскоре и "чуждый" Люстдорф, как и другие бывшие немецкие поселения, был переименован в политически нейтральную Черноморку. Но старое "веселое" название периодически всплывало в разговорах наравне с новым официальным. Сейчас Люстдорф/Черноморка оказался в черте города, туда по прежнему ходит трамвай, правда уже не 29-й, а почему-то 31-й, хотя он полностью повторяет старый маршрут "двадцать девятого"... А 29-го маршрута сейчас нет вообще...
Да, и еще, - предполагая вопросы о сильно "пустынной" пыли, отвечаю: многи дороги в Одессе и окрестностях тогда были грунтовые, в их числе и Люстдорфская дорога. Чтобы дороги эти не были совсем уж "направлениями", они подсыпались крошкой камня ракушняка, - основного строительного материала в старой Одессе. Отсюда и желтая пыль.